Андрей Громов – о ситуации с туберкулёзом на Камчатке

29 ноября 2018

На Камчатке улучшаются эпидемические показатели по туберкулезу: количество заболевших заметно снижается. О том, какими усилиями удается достигать этих успехов и о многом другом – в беседе с главным врачом Камчатского краевого противотуберкулезного диспансера Андреем Громовым.

– Андрей Валентинович, как выглядят успехи в цифрах?

– В 2018 году по сравнению с 2017 годом общая заболеваемость по краю за 9 месяцев уменьшилась по числу впервые выявленных больных – на 21 человека (156 человек в 2017 г. и 135 человек в 2018 г.).

Самый высокий уровень заболеваемости туберкулезом по-прежнему отмечается в районах Корякского округа, но вместе с тем в 2018 году там наблюдается снижение заболеваемости в 2 раза.

В Петропавловске-Камчатском в 2018 году выявлены 62 новых случая туберкулеза. В двух случаях – это лица без определенного места жительства, еще в двух – жители других территорий, в девяти случаях – иностранцы, трудовые мигранты. На них поданы экстренные извещения в территориальное управление Роспотребнадзора о нежелательности пребывания этих граждан на территории России.

– Какова обстановка с туберкулезом среди детей?

– Детскую заболеваемость мы также неуклонно снижаем. В 2018 годузаболеваемость туберкулезной инфекцией у детей и подростков снизилась на 25 процентов по сравнению с 2017 годом. За 9 месяцев 2018 годазарегистрированы 9 случаев заболевания у детей до 17 лет (6 детей до 14 лет и 3 подростка).

– Каковы данные по смертности?

– К сожалению, статистически она увеличилась. Но должен пояснить, что фактические цифры в нынешнем году отличаются от данных Росстата, согласно которым двое умерших из зарегистрированной статистики прошлого года перешли на этот год. Сюда же попал и больной, который по заключительному (а не по предварительному) диагнозу скончался от другого заболевания. На показателях работы фтизиатрической службы такие «погрешности» отражаются весьма заметно, поскольку каждый факт смерти от туберкулеза дает высокий статистический процент, ведь речь идет не о массовой смертности, а о единичных случаях.

В прошлом году зарегистрированы 23 случая смерти. За 9 месяцев текущего года – 16, а по данным Росстата – 19.

Подавляющее большинство умерших – из Корякии. Каждый случай для нас – серьезный вызов, каждый факт смерти от туберкулеза разбирается на заседании комиссии. У всех умерших больных был диагноз «фиброзно-кавернозный туберкулез». Это тяжелая, запущенная форма заболевания из-за позднего обращения к специалистам и отрыва от лечения. В трех случаях это были впервые выявленные больные с уже неподдающейся лечению формой заболевания. Эти больные не находились под наблюдением медучреждений, что формально относится к дефектам нашей работы.

– Разве больные сами не должны способствовать тому, чтобы оказаться под присмотром медиков?

– Конечно, должны, но формально вина все равно остается за медицинской службой. И в том, что население не проходит диспансеризацию, которая включает в себя и флюорографическое обследование, тоже винят врачей. С другой стороны – пройти диспансеризацию раз в три года (причем бесплатно, и государство выделяет на это колоссальные деньги) – святая обязанность каждого гражданина. Правда, она не подкреплена никакой ответственностью в отличие от многих европейских стран, где человек, не прошедший бесплатное диспансерное обследование, теряет право на бесплатную медицинскую помощь. А высокий процент охвата населения диспансеризацией, как и системой профилактических осмотров, – это самый прямой и эффективный путь своевременной диагностики, снижения числа запущенных форм онкологических, сердечно-сосудистых и многих других заболеваний.

Если мы хотим побороть туберкулез, именно профилактические осмотры имеют ведущее значение. Это скрининговые методы, коими является проба Манту у детей до 7 лет, «Диаскинтест» с 7 до 15 лет, с 15 до 18 лет – «Диаскинтест» и (или) флюорография органов грудной клетки. Это киты, на которых держится диагностика туберкулеза.

– Какое количество населения охвачено профилактическими осмотрами?

– Показатель растет, но, к сожалению, пока незначительно. За 9 месяцев текущего года по краю охват профилактическими осмотрами на туберкулез всеми методами составил 45,3 процента от всего населения. Нормативный показатель составляет 78 процентов.

– Но все же трудно спорить с тем, что прийти на профосмотр – это ответственность каждого здравомыслящего человека.

– Безусловно, это так, но медицинская служба призвана этому способствовать. В советском прошлом все граждане были так или иначе организованы, закреплены на предприятиях. Не было массовой миграции, о «бомжах» мало кто слышал. А сегодня социально неблагополучная прослойка населения значительно увеличилась, многие трудоустроены нелегально, таких людей трудно отследить. Тем не менее мы ищем и находим способы это делать.

– Видимо, трудности связаны с тем, что речь идет о поселках Корякского округа?

– Нет, сказанное выше касается большей частью Петропавловска и Елизовского района, где сосредоточено основное количество населения края. Что касается севера, там ситуацию, с одной стороны, контролировать легче, ведь это всего 17–18 тысяч жителей. Но там специфические сложности, которые также непросто преодолеть. Поселки находятся далеко, добраться до многих можно только вездеходом, регулярно обследовать население сложно. Но уже более 10 лет работают выездные бригады, на днях наши врачи улетели в Карагинский район. Правительство Камчатского края постоянно финансирует эти мероприятия. Наши фтизиатры регулярно посещают и другие районы края. Я сам не так давно выезжал в Алеутский район в село Никольское. К счастью, там на протяжении последних трех лет туберкулез не выявляется, как и в Соболевском районе.

Для обследования населения в течение года наши врачи посетили Быстринский, Мильковский, Тигильский, Олюторский, Соболевский районы. Выезжаем и в населенные пункты Елизовского района. Кроме того, в каждом районе фтизиатрическая служба имеет портативные цифровые рентгеновские аппараты, благодаря которым мы можем планомерно в течение года несколько раз обследовать население на туберкулез и между визитами выездных бригад.

Фтизиатры есть во всех районах, включая отдаленные северные, за исключением Пенжинского района. Врач, приехавшая из другого региона, отлично работала, заболеваемость значительно снизилась, но, к сожалению, она приняла решение уехать. Сейчас мы в поиске специалиста.

Больные туберкулезом есть в каждом районе, в том числе хронические, которые нуждаются в диспансерном учете.

– Этот учет обеспечен?

– В Корякском округе расположены три филиала Камчатского противотуберкулезного диспансера – в Палане, Тиличиках и Оссоре. Три диспансера на 18 тысяч человек в Корякии – это достаточно. В Палане, в филиале № 1, новый стационар с прекрасными условиями, приспособленный для лечения больных со сложными формами заболевания, в том числе с множественной лекарственной устойчивостью. Хотелось бы, чтобы больные из Корякского округа проходили лечение именно там. Сейчас многие, видимо, помня о плохих временах, предпочитают ехать на лечение в краевой центр, что отражается на переполненности нашего стационара. Мы, конечно, пытаемся справляться.

– Карагинский и Олюторский противотуберкулезные диспансеры уже стали филиалами Камчатского краевого противотуберкулезного диспансера. Проведенная реорганизация дает положительные результаты?

– Объединение произошло только 1 октября, но мы уже видим хорошие изменения, приводящие к улучшению качества нашей работы. Должен отметить, что врачи, весь медперсонал продолжают трудиться, никакого сокращения не произошло. Главное – налаживается более тесное взаимодействие. Я как главный врач, другие специалисты можем эффективнее влиять на процесс оказания помощи больным, контролировать лечение. Вся медпомощь сейчас жестко регламентирована стандартами и порядками ее оказания, но зачастую в отдаленных районах случалось игнорирование этих норм. Именно поэтому укрупнение служб идет по всей России.

К сожалению, пока не удается достигнуть высокого уровня информационного взаимодействия с отдаленными филиалами, поскольку скоростной интернет на север Камчатки не пришел. Это мешает работать, консультировать больных в режиме реального времени, проводить совместные консилиумы.

– Появились ли новые методы диагностики в диспансере?

– В июне у нас установлено новое оборудование – T-Spot, которое позволило ввести альтернативный метод выявления туберкулезной инфекции в Камчатском крае. Тест позволяет определить наличие инфицирования микобактерией туберкулеза за сутки. При этом применяется технология инвитро: исследуется кровь пациента на наличие антител к возбудителю туберкулеза в пробирке. Эффективность метода T-Spot очень высокая, не уступает ни Манту, ни «Диаскинтесту». А при иммунодефицитном состоянии этот метод бывает более достоверен, поэтому мы и планируем применять его в диагностике туберкулеза у ВИЧ-инфицированных пациентов.

Этот метод не является основным при выявлении туберкулеза и будет применяться только по медицинским показаниям. Прежде всего, для детей, у которых имеются противопоказания для проб «Диаскинтест» и Манту, для детей и взрослых с иммунодефицитным статусом и для некоторых других групп. Остальные смогут воспользоваться услугой на коммерческой основе.

Этой возможностью могут воспользоваться те родители, которые считают, что ребенку не должны вводиться те или иные биологические препараты. Возможно, массового спроса на такую услугу не возникнет. Поэтому в ряде случаев детям до 15 лет мы предлагаем делать рентгенографическоеобследование, и зачастую мамам на него согласиться легче, чем на Манту или «Диаскинтест».

В завершение хочу пожелать всем камчатцам здоровья. Чтобы оно радовало вас долгие годы, к нему необходимо относиться внимательно и ответственно. Не пренебрегайте профилактикой! И чем раньше вы призовете на помощь врачей, тем эффективнее окажется наша помощь.

 

Мария Владимирова, газета "Камчатский край"

http://kam-kray.ru/news/14496-andrei-gromov-o-situacii-s-tuberkulyozom-na-kamchatke.html