Горячая линия
Ответы на вопросы по теме:
«Выплаты работникам учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Камчатского края»
(в редакции от 11.09.2024)
Справочно:
1. Если вы являетесь работником и вам нужна консультация по вопросам трудового права, то вы вправе обратиться на «горячую линию» Роструда 8-800-707-88-41 (добавочный 1) или письменно с жалобой через портал «Онлайнинспекция.рф» (страница сайта в сети «Интернет»: https://онлайнинспекция.рф/).
Данный сервис также предоставляет возможность записаться на прием в выбранное время в государственную инспекцию труда своего региона. Запись на прием осуществляется в соответствии с графиком приема при наличии свободных интервалов времени для записи (адрес страницы в сети «Интернет»: https://онлайнинспекция.рф/appointments).
2. Для поддержки работников и работодателей с 19.12.2022 появилась возможность использовать мобильное приложение «Онлайнинспекция.рф», которое позволяет подать и отследить обращение в инспекцию труда, а также получить онлайн-консультацию в в течение 1-3 рабочих дней.
Скачать приложение можно как для IOS, так и для Android, перейдя по ссылкам, размещенным на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости (Роструд): https://rostrud.gov.ru/press_center/novosti/1163505/
3. Начиная с 05.07.2023 на портале «Онлайнинспекция.рф» запущен сервис по урегулированию разногласий с работодателем, с помощью которого работник, который считает, что его трудовые права нарушены, до обращения в суд может направить обращение напрямую своему работодателю (адрес страницы в сети «Интернет»: https://онлайнинспекция.рф/settlement). Если в течение 10 рабочих дней разногласия не урегулированы, то система поможет перенаправить обращение непосредственно в региональную инспекцию труда.
Для подачи обращения необходимо указать ИНН и адрес электронный почты работодателя. Работодатель получит уведомление о поступлении обращения от работника и сможет предоставить ответ через свой личный кабинет на «Онлайнинспекция.рф» (адрес страницы в сети «Интернет»: https://онлайнинспекция.рф/settlement/employeeGuide).
Кроме того, начиная с октября 2023 года для информирования и правовой поддержки работников Роструд запустил на портале «Онлайнинспекция.рф» ранее анонсированные сервисы о полагающихся гарантиях, льготах, компенсациях (https://онлайнинспекция.рф/guarantees); о выдаче средств индивидуальной защиты» (https://онлайнинспекция.рф/ppe).
Сервисы позволяют на основе выбранной категории работников ознакомиться с перечнем общих и отраслевых гарантий, льгот, компенсаций, которые должны предоставляться в соответствии с трудовым законодательством; увидеть, какими нормативными актами они предусмотрены; получить информацию о полагающейся работникам специальной одежде, обуви, иных средствах индивидуальной защиты, а также о норме их выдачи.
Гарантии – средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.
Льготы – предоставляемые отдельным категориям работникам преимущества по сравнению с другими.
Компенсации – денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.
4. Если у вас возникли вопросы или сложности с заполнением формы подачи обращения, свяжитесь с технической поддержкой портала удобным для вас способом:
по телефону: +7 (495) 369-02-77
по почте: info@onlineinspector.ru
07.05.2024
Вопрос № 1: Вправе ли территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (СФР) требовать возврата перечисленных специальных выплат?
Ответ: По данному вопросу имеется положительная судебная практика. Учреждение здравоохранения представило в СФР реестр сотрудников – получателей специальной выплаты за работу с ковидными пациентами. По предложению СФР в реестр были внесены исправления с повторным представлением в СФР.
СФР ошибочно оплатил оба реестра, однако позже потребовал возврата переплаты по социальным выплатам.
Вначале арбитражный суд встал на сторону учреждения, указав, что его вина не доказана: учреждение вправе представить исправленные сведения, а СФР не обосновал, почему оба реестра были приняты к исполнению. Выплаты перечислены непосредственно медицинским работникам, поэтому переплата не считается неосновательным обогащением учреждения
Однако последующие инстанции удовлетворили иск, а Верховный Суд Российской Федерации отказал учреждению в пересмотре дела: медицинская организация отвечает за достоверность сведений, влияющих на получение выплат. Она должна возместить СФР излишне понесенные в связи с неверными сведениями расходы. Отсутствие вины ответчика в предоставлении повторного реестра не имеет значения, поскольку правовых и фактических оснований для перечисления спорных выплат не было.
(Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2024 № 301-ЭС24-3095 по делу № А82-16913/2022 «Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации»).
17.06.2024
Вопрос № 2: По какой причине размер специальных социальных выплат, установленных по замещаемой мной должности, фактически составляет 15 000 рублей, тогда как согласно Постановлению № 2568 размер выплат должен составлять 30 000 рублей. В настоящее время проживаю в населенном пункте с населением до 50 тысяч человек и замещаю в поликлиническом отделении районной больницы должность медицинской сестры хирургического кабинета в объеме 0,5 ставки (основная работа).
Ответ: В соответствии с Положением о Министерстве (утв. постановлением Правительства Камчатского края от 19.04.2023 № 225-П) Министерство дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства (в сферах охраны здоровья граждан и обязательного медицинского страхования, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и т.д.) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 Постановления № 2568 давать разъяснения по применению данного постановления поручено Министерству здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Кроме того, вопросы правоприменения специальных социальных выплат не относятся к вознаграждению в рамках трудовых отношений, поскольку такие выплаты не входят в систему оплаты труда и не являются заработанной платой. Соответственно, вопрос не подлежит рассмотрению Министерством в рамках ведомственного контроля, как это предусмотрено Законом Камчатского края от 07.11.2019 № 381 «О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в Камчатском крае».
Вместе с тем считаем целесообразным выразить мнение по вопросу правильности установления размера выплат, установленных Постановлением № 2568.
Пунктом 2 Правил (утв. Постановлением № 2568, далее – Правила) предусмотрено, что социальная выплата осуществляется территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (СФР) работникам, занимающим штатные должности по состоянию на 01.01.2023, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские организации.
Начисление выплаты производится за календарный месяц исходя из исполнения работником трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце (пункт 3 Правил).
Для получения социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган СФР по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (пункт 4 Правил).
Специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом СФР в течение 7 рабочих дней со дня получения от медицинской организации реестра (пункт 8 Правил).
В соответствии с пунктом 3 Постановления № 2568 среднему медицинскому персоналу центральных районных, районных и участковых больниц, больниц и медико-санитарных частей и т.д. со средним медицинским образованием, указанных в подпункте «е» пункта 2 настоящего постановления, установлен максимальный месячный размер социальной выплаты – 30 000 рублей при условии, если они являются работниками медицинских организаций или их структурных подразделений, расположенных в населенных пунктах с населением до 50 тысяч человек.
Занимаемая должность (медицинская сестра хирургического кабинета поликлинического отделения районной больницы), по мнению Министерства, отвечает критериям должностей медицинских работников, претендующих на получение специальной социальной выплаты в размере 30 000 рублей, и соответствует должностям, определенным в номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников.
Между тем с учетом требований пункта 3 Правил, одним из критериев которого является количество рабочих часов, фактически отработанных работником за календарный месяц по норме рабочего времени, а также с учетом того обстоятельства, что по основной работе замещается лишь половина, а не полная ставка, то размер специальной социальной выплаты, установленный СФР в размере 15 000 рублей, правомерен.
К сведению, аналогичный подход применяется и при установлении заработанной платы. Исходя из принципа оплаты по труду, равенства прав работников и запрета дискриминации, включающих право на равную оплату за труд равной ценности, закрепленных в статьях 2, 3 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации, установление заработанной платы в размере, которое непропорционально отработанному времени, противоречит требованиям трудового законодательства.
Обращаем внимание, что в силу пункта 9 Правил в случае неполучения (несвоевременного получения, получения в неполном размере) специальной социальной выплаты работник медицинской организации вправе подать жалобу в СФР, в том числе в электронном виде.
13.08.2024
Вопрос № 3: Не снизится ли уровень заработанной платы врачей, среднего и младшего медицинского персонала в связи с предстоящими изменениями системы оплаты труда в медицинских организациях?
Ответ: В целях внедрения новой системы оплаты труда согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», постановлением Правительства Камчатского края от 17.07.2024 № 340-П внесены изменения в примерное положения о системе оплаты труда работников государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Камчатского края (утв. постановлением Правительства Камчатского края от 24.11.2008 № 385-П). В этой связи учреждениям, подведомственным Министерству здравоохранения Камчатского края, письмом Министерства здравоохранения Камчатского края от 18.07.2024 предписано в оперативном порядке внести изменения в коллективные договоры и (или) локальные нормативные акты, регулирующие сферу оплаты труда, с последующим заключением дополнительных соглашений к трудовым договорам с работниками с соблюдением требований трудового законодательства. При этом было указано, что при формировании новой системы оплаты труда снижение сложившегося уровня заработанной платы работников не допускается.
С полным текстом постановления Правительства Камчатского края от 24.11.2008 № 385-П (в ред. от 17.07.2024) «Об утверждении примерного положения о системе оплаты труда работников государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Камчатского края» можно ознакомиться в справочно-правовых системах «КонсультантПлюс», «Гарант».
16.08.2024
Вопрос № 4: Новой системой оплаты труда для работников медицинских учреждений не предусмотрена компенсационная выплата в размере 15 процентов от должностного оклада за работу в сельской местности, тогда как раннее такая надбавка устанавливалась. Это повлияет на размер зарплаты? Она не будет уменьшена?
Ответ: В целях внедрения новой системы оплаты труда согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 343), постановлением Правительства Камчатского края от 17.07.2024 № 340-П внесены изменения в примерное положения о системе оплаты труда работников государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Камчатского края (утв. постановлением Правительства Камчатского края от 24.11.2008 № 385-П, далее – Положение о системе оплаты труда № 385-П). Наряду с другими изменениями и дополнениями в новой редакции Положения о системе оплаты труда № 385-П из перечня компенсационных выплат исключен пункт, устанавливающий надбавку в размере 15 процентов от должностного оклада специалистов, работающих в сельской местности. Согласно части 33 Положения о системе оплаты труда № 385-П (в ред. от 17.07.2024) размеры, порядок и условия компенсационных выплат определяются в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, поскольку действующее трудовое законодательство Российской Федерации не содержит компенсационных выплат за работу в учреждениях, расположенных в сельской местности, или аналогичных выплат, то их изъятие из соответствующего перечня правомерно. Исключением можно считать постановление Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 № 298/3-1 (ред. от 24.08.1995) «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе», согласно которому для женщин, работающих в сельской местности, установлена повышенная на 30 процентов оплата труда на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом более двух часов).
Между тем, как это следует из Постановления № 343, исполнительным органам субъектов Российской Федерации для медицинских работников подведомственных медицинских организаций в числе прочего при установлении новой системы оплаты труда рекомендовано сохранить уровень заработной платы медицинских работников не ниже уровня заработной платы предшествующего года с учетом ее повышения в установленном законодательством порядке. В этой связи учреждениям, подведомственным Министерству здравоохранения Камчатского края, письмом Министерства здравоохранения Камчатского края от 18.07.2024 предписано в оперативном порядке внести изменения в коллективные договоры и (или) локальные нормативные акты, регулирующие сферу оплаты труда, с последующим заключением дополнительных соглашений к трудовым договорам с работниками с соблюдением требований трудового законодательства, обеспечив при этом сохранение уровня заработной платы.
Таким образом, при исключении из перечня компенсационной выплаты за работу в сельской местности с одновременным увеличением доли выплат по окладам в структуре фонда заработанной платы в соответствии с Постановлением № 343 медицинские организации, подведомственные Министерству здравоохранения Камчатского края, обязаны обеспечить сохранение уровня заработанной платы не ниже заработанной платы предшествующего года.
22.08.2024
Вопрос № 5: Входят ли специальные социальные выплаты, предусмотренные Постановлением № 2568, в состав среднего заработка медицинского работника?
Ответ: Заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, далее – ТК РФ). Между тем сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных ТК РФ, устанавливается единый порядок ее исчисления (часть 1 статьи 139 ТК РФ).
Так, согласно пункту 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922, для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).
Пунктом 2 Постановления № 2568 установлено, что с 1 января 2023 года некоторым категориям медицинских работников, оказывающим медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, устанавливается специальная социальная выплата, которая хотя и связана непосредственно с трудовой деятельностью медицинского работника, но, как это следует из содержания названного документа, относится к мерам «дополнительной государственной социальной поддержки».
Таким образом, вопросы правоприменения специальных социальных выплат не относятся к вознаграждению в рамках трудовых отношений, поскольку такие выплаты не входят в систему оплаты труда и не являются заработанной платой, соответственно, не подлежат включению в средний заработок медицинского работника.
11.09.2024
Вопрос № 6: Облагаются ли выплаты медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, страховыми взносами.
Ответ: По данному вопросу имеется следующая судебная практика. Так, Отделение СФР посчитало, что медицинская организация неправомерно не начисляла взносы на дополнительные выплаты медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, поскольку это оплата труда в повышенном размере за особые условия работы.
Судебный орган с доводами фонда не согласился. Спорные выплаты не имели систематического характера, выплачивались непродолжительный период времени, не предусмотрены ни системой оплаты труда, ни трудовым договором. Выплаты произведены на основании приказа руководителя, из которого не следует, что они являются стимулирующими и выплачиваются за достижение каких-либо трудовых показателей. Данные выплаты получены медицинской организацией из бюджета как средства, связанные с обеспечением мер социальной поддержки граждан. Тот факт, что выплаты начислялись работникам один раз в месяц к заработной плате за период фактически отработанных календарных дней временного режима работы, не является основанием считать их вознаграждением за труд и объектом обложения страховыми взносами (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа 05.07.2024 № Ф01-2485/24 по делу № А28-2441/2023).
Вопрос № 7: Начисляются ли районные коэффициенты и северные надбавки на премию, выплачиваемую в связи с выходом на пенсию.
Ответ: Пунктом 57 примерного Положения о системе оплаты труда работников государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Камчатского края (утв. постановлением Правительства Камчатского края от 24.11.2008 № 385-П) при выходе работника на пенсию ему выплачивается единовременная премия за многолетний и добросовестный труд, размер которой не должен превышать при наличии стажа работы, дающего право на получение премии для работников не из числа руководящего состава – не менее 15 лет – 3,1 минимальных должностных окладов (ставки заработной платы), не менее 20 лет – 4,7 минимальных должностных окладов (ставок заработной платы). Аналогичная норма должна быть предусмотрена и действующим у работодателя Положением о системе оплаты труда.
В соответствии со статьями 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
В силу статьи 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Статьей 317 ТК РФ установлено, что лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Из части первой статьи 129 ТК РФ следует, что заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, районные коэффициенты и процентные (северные) надбавки начисляются на заработную плату в целом, включая предусмотренные системой оплаты труда премии, в том числе выплачиваемые единовременно. Соответственно, расчет единовременной премии работнику при его выходе на пенсию должен производится с учетом размера должностного оклада, установленного трудовым договором, общего стажа работы, районного коэффициента, процентных (северных) надбавок, налога на доходы физических лиц.
Доступ к архиву вопросов и ответов за 2020-2023 гг. по выплатам отдельным категориям медицинских и иных работников медицинских организаций возможно получить нажав на строку «архив вопросов и ответов за 2020-2023 гг.»